0
Смотрел сейчас фильм и вспоминал далёкий 1986-й год. 25 декабря, день рождения Владимира Семёновича. Ваганьковское кладбище. Могила поэта (недавно поставили ныне привычный, а тогда спорный надгробный памятник). Приятель протолкнул меня в круг пришедших почтить память Высоцкого людей, и я прочитал им и ему своё стихотворение, с которым и шёл сюда как с цветами- поэту от поэта:
Не говорите, что умер,- Я видел его сегодня: Рассказывал он о песнях И пел, не спросясь никого, И зал, восторжен и шумен, Его на овацию поднял, Он долго стоял на сцене, Живой, не каменный гость… и т. д.
Смутно помню, что было потом: люди благодарили за стихи (а что ещё поэту надо?), что-то говорили… Друг отвёл меня в сторонку, а меня трясло- такая здесь была сильнейшая энергетика, так я выложился, как всегда выкладывался и он.
И вот я смотрю фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» и вспоминаю тот день. И меня немного потрясывает на его сильных, действительно жизненных сценах и коробит на сценах суетных, по-голливудски клипованных (вспомним послужной список режиссёра и то, что фильм имеет главным лейблом «Коламбиа Пикчерз», то есть они тут главные диктаторы). Местами я всей душой люблю эту картину, а местами просто ненавижу, местами мне хочется реветь (но я, увы, не реву, а только хлюпаю носом- или сердцем почерствел в проклятой современности, или художественный уровень фильма не достиг моего «болевого порога»), а местами рвать и метать. Вот такое это неровное и проблемное кино, которое, вопреки обыкновению, оцениваю более на эмоциональном, чем на рассудочном уровне. А эмоционально мне совершенно противны окружавшие Высоцкого в фильме «друзья» и приятели. Чего стоит один врач-придурок, не умеющий вколоть пациенту с клинической смертью адреналин (проработав 17 лет в реанимации!), зато пичкающий его «спасительной» наркотой! Да и другие, из-за денег и «отвлечения» спровоцировавшие угасающего Володю на узбекские гастроли. На их фоне кагебешники, при всей их поганости, выглядят чуть ли не спасителями Высоцкого «от необдуманных поступков». Тем более, что одного их «узбекистанского товарища» после встречи тет-а-тет с Высоцким «пробило на совесть» (как и местного филармониста-сексота). Нет, господа-товарищи, настоящий друг не тот, кто, опрометчиво думая, что действует во благо, потакает тебе, опекает тебя и колет тебе в вену наркоту, чтобы «спасти». Настоящий друг не станет потакать твоим слабостям, а наоборот, разобьёт шприц и даст тебе в рожу, чтобы ты оклемался и одумался, и ещё «мораль» напоследок прочитает, внятно и доходчиво. По себе знаю, хотя никакой наркоты сроду не принимал. Просто однажды на совместных гастролях с земляками, скандально известной воронежской группой «Сектор газа» (я, рок-бард Красный Огурец, на разогреве, они- хэдлайнеры) у меня случился жестокий творческий кризис и я, в подпитии, начал резать вены. Но тут лидер группы и мой почти что друг Юра Хой (Клинских) вернул меня «к реальности» одним ударом своего увесистого кулака, за что я ему бесконечно благодарен. Может, и уважаемому Владимиру Семёновичу надо было бы в критический момент по-дружески врезать (думается, он тоже бы не обиделся, напротив, спасибо бы сказал «за науку» и, глядишь, подольше бы прожил)? Увы, в фильме таких храбрецов не нашлось. А в жизни… Подобных свидетельств я не встречал. И, кстати, я неспроста упомянул здесь Юру Хоя. Исключительно талантливый и грамотный поэт и автор-исполнитель (клянусь на Библии!), для которого Высоцкий был чуть ли не Богом и от творчества которого он многое воспринял, Юра закончил свой жизненный путь почти так же, как Владимир Семёнович, внезапно и быстро (опять же наркотики «помогли»). На его могилу в Воронеже ежегодно съезжается множество поклонников.
Вот видите, сколько эмоций, переживаний и воспоминаний пробудил во мне (а в вас?) фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». Значит этот фильм, как минимум, хороший, при всех своих недостатках. Его вполне можно было бы выдвинуть на «Оскар-2012» от России (и не только, вспомнив про «Коламбиа пикчерз»). Может, так и сделают, если ещё не поздно…
|